Пленительный образ невесты — это букет гармонии и красоты, в котором продумано все до мелочей и учтено множество нюансов. Образ этот совершенно уникальный, наполненный глубоким символическим смыслом и богатой историей, шлейф которой протянулся на много веков назад. Родина свадебного наряда — Древняя Греция. Невесты-гречанки с замиранием сердца готовили свой свадебный пеплос — длинное платье, состоящее из двух прямоугольных кусков тонкой светлой материи, которые скреплялись на плечах булавками. Оставалось только свободно прихватить такое платье поясом, расправить складки, украсить прелестную головку невесты лавровым венком либо покрывалом — и мечта начинала сбываться.
А вот для невест Древнего Египта основными составляющими свадебного образа являлись украшения: браслеты на запястьях и щиколотках, амулеты и подвески, кольца, бусы, диадемы и пояса — все это было призвано снискать расположение богов. Платье египетской невесты называлось «калазирис», оно представляло собой обернутый вокруг тела кусок материи, который поддерживался одной или двумя бретелями.
Торжественное свадебное убранство девушек Древнего Рима — длинное тонкое покрывало-фламениум, в которое практически с головы до пят заворачивали невесту. Желтый цвет костюма, по всей видимости, был связан с цветом солнца — источника силы, энергии и жизни. Неповторимую красоту этому торжественному убранству придавало особое направление драпированных складок, создание которых было настоящим искусством. Освобождение девичьего тела от фламениума являлось особым ритуалом, совершать который было дозволено лишь мужу в интимной обстановке домашнего очага. Продолжение же этого действия молодоженов не изменилось и по сей день, а посему не требует отдельного описания.
С упадком Римской империи культ естественности и красоты человеческого тела сменила эпоха аскетизма. Наслаждение земной красотой считалось недозволенным, и это не могло не отразиться и на образе свадебного наряда византийской невесты. Для платья стали выбирать тяжелые ткани, скрывающие очертания девичьей фигуры. Многослойный, длиной до пола наряд с длинными рукавами и глухим воротом — так наряжалась невеста того времени. Украшением служила отделка тканей жемчугом, драгоценными камнями и вышивкой.
Многослойность и статность одежд византийских невест нашли отражение и в подвенечных платьях девушек Древней Руси. Основу такого платья составляли длинная рубаха и сарафан, отличавшиеся от повседневной одежды прежде всего отделкой. Поверх двухслойного наряда допускалось надеть и душегрею — некий прообраз жакета. Нижняя рубаха невесты украшалась причудливой вышивкой: орнаментом из ягод, цветов, листьев, ярких птиц — именно они считались символом благополучия. Основным цветом сарафана, также отделанного вышитыми узорами, бисером, тесьмой и полосой с позументом, был красный. Во многих русских губерниях рукава платья невесты были длиной около двух метров, с отверстиями для кистей рук — согласно поверью, в торжественный день жених и невеста не должны были касаться друг друга голыми руками.
Головные уборы русских невест до XIV века представляли собой полоску ткани или металлический обруч, скрепленный на затылке. Позже частью свадебного наряда стал кокошник. В качестве украшения в зависимости от статуса и положения девушки использовались шейные обручи из золота, серебра, бронзы или железа, а также ожерелья, кольца и подвески из жемчуга и бирюзы. Бирюза особенно полюбилась невестам, ведь именно этот камень считался символом супружеской верности.
В XV веке особенно тяжело, причем в буквальном смысле, было знатным невестам — вес парчовых свадебных платьев, расшитых жемчугом и украшенных каменьями и мехом мог доходить до 15кг! В XVI-XVII веках сарафаны, платья и кокошники русских красавиц-невест не претерпели серьезных изменений, лишь в выборе цвет свадебного наряда женщины получили большую свободу, но белый цвет все еще оставался в стороне от этого важного события.
В начале XVIII века, повинуясь указу Петра Первого о ношении европейской одежды, русская свадебная мода делает новый, поистине исторический виток. И если в деревнях традиционный венчальный наряд еще долго не сдавал своих позиций, то в городах невесты уже во всю старались идти в ногу с европейскими девушками. Ассортимент тканей, палитра цветов и оттенков становятся шире, появляются каркасные юбки, шелковые чулки с вышивкой, туфли на достаточно высоком и изогнутом каблуке, а распространенным украшением стали букетики искусственных цветов.
XIX век принес с собой стиль ампир, не обошедший стороной и Россию. В торжественный день невесту украшает подвенечное платье из тонкой, струящейся ткани: чаще всего используется белый атлас в сочетании с воздушной органзой. А глубокое декольте и короткие рукава свадебного наряда выразительно подчеркивают красоту и прелесть невесты. Тогда же в образе невесты появляются и перчатки.
Середина XIX века — это пышные, с заниженной талией юбки, кринолины и корсеты, разнообразные кружева и драпировки, игривые воланы, банты и оборки. Чуть позже в моду входит и турнюр — своеобразный каркас с подушечками, призванный зрительно увеличить заднюю часть платья. Конец XIX века снова решил придать невестам серьезности и неприступности: в моду снова вошли строгие линии и высокий вырез, а вот кринолины и банты исчезли.
XX век — эпоха кардинальных перемен, в том числе и в свадебной моде. Прежде всего это отразилось на длине платья. Смелая идея укоротить свадебный наряд принадлежит блистательной Габриель Коко Шанель. Представленное в одной из коллекций мадемуазель Коко возмутительно короткое по тем временам, едва прикрывающее колени подвенечное платье с роскошным шлейфом совершило настоящий переворот в мире моды, а вместе с ним и в умах женщин. Но, несмотря на все большую смелость нарядов, традиционная невеста 20-30-х годов — это женственное, романтичное создание в белом укороченном платье. Среди свадебных головных уборов большую популярность помимо прелестных шляпок приобретает фата, поверх которой надет флердоранж.
Про следующее же десятилетие говорить «вошло в моду» — как-то неуместно. В непростые 40-е годы силуэт одежды становится более строгим, в нем преобладают четкие линии и простота. «Модно» то, что удобно, и то, что есть. Возвращение цвета, света и романтического стиля подарили европейским невестам 50-е годы и Кристиан Диор — законодатель моды тех лет. Узкая, чуть заниженная линия талии, подчеркивающий женственную фигуру лиф, пышная юбка и изящные туфельки — именно такой была невеста середины ХХ века.
И снова шокирующие перемены: 60-е годы укорачивают платья самых смелых невест до мини, а более осторожным девушкам предлагают свободные платья-рубашки с минимум деталей и украшений. После такой экстравагантной выходки госпожи Моды увлечение фольклорными мотивами 70-х и возвращение ретро-стиля 80-х годов — кажутся периодом спокойствия.
Дальнейшие тенденции мира свадебной моды отличались все большей гибкостью. Выбор свадебного платья сегодня — безграничное пространство для творчества и фантазии невесты. Минимализм или ретро, авангард или классика, а может быть стилизация под русскую старину с отделкой каменьями и мехами — свадебные платья самых разнообразных фасонов и стилей уже давно никого не удивляют. Не вызывает недоумения и широта цветовой палитры, сегодня ограниченная лишь смелостью невесты. Кроме того, это уже не обязательно платье! Брючный костюм, сарафан, джинсы или даже индийское сари — именно такой свадебный наряд не так давно представила в своей коллекции Донателла Версаче — невестам можно все!