Сватовство
Если при знакомстве и ухаживании молодые были достаточно самостоятельны и, так сказать, выясняли свои предпочтения на уровне компании сверстников, то сватовство было делом всей семьи. Основной задачей смотрин и сватовства было заключение имущественных договоренностей, определение экономической основы нового брака.
Сватом обычно становился отец или пожилой родственник юноши, крестный, уважаемый друг семьи. Довольно давно, например, в Италии, Германии, Швейцарии появились и профессиональные сваты, посредники. Реже сватовством занимались пожилые женщины.
Сватовство часто совершалось тайно, чтобы в случае отказа можно было избежать нежелательной огласки. Для ритуала сватовства характерна иносказательность, символичность. Сваты в иносказательной форме высказывали желание юноши взять в жены девушку из дома, который они как бы "случайно" посетили. В каждой местности существовала система условных знаков, заменявших прямое согласие на брак или, тем более, отказ.
Так, в некоторых областях Германии, желанного свата потчевали пирогом, нежеланного - приглашали чистить картошку. В Испании символом отказа могла служить вынесенная сватам тыква (такой же обычай встречался в Белоруссии, на Украине).
Каталонцы, желая отказать жениху, начинали подметать пол в доме, стараясь, чтобы пыль летела на сватающихся гостей.
Большинство обычаев сходны тем, что согласие на брак обязательно символизировалась совместным "вкушением" какой либо пищи, чаще праздничной, - например, специального пирога.
Иногда заключению соглашения предшествовал ответный визит родителей невесты в дом жениха. Целью таких визитов было получше узнать достаток, имущественное положение будущей родни. Нередко, например, в Венгрии, семья жениха могла прибегнуть и к обману, выставляя в доме домашнюю утварь, взятую взаймы у соседей и даже показывая под видом "своих" - чужие земельные участки. Семья невесты, в свою очередь, стремилась нанести такой визит неожиданно.
Помолвка, обручение
В случае положительного ответа за сватовством следовала помолвка, обручение. Практически, помолвка уже являлась заключением брака. Разрыв отношений после помолвки осуждался, мог сопровождаться выплатой "неустойки" "пострадавшей стороне". Однако, в отношении жизни молодых после помолвки обычаи довольно сильно разнятся. Так, в крестьянских семьях Вестфалии молодые уже после помолвки вступали в супружеские отношения. А вот в Италии обрученные могли встречаться и беседовать только в доме невесты, под присмотром ее родителей.
Помолвка часто происходила во время какого либо праздника, сопровождалась знакомством всей будущей родни, обменом подарками. Во многих областях было принято дарить жениху свадебную рубашку, которую невеста, естественно, шила сама. Жених дарил невесте платок, золотой крестик, украшения, часто - кольцо. Подарки носили "залоговый" характер и при разрыве помолвки обычно возвращались.
Интересно, что в Швейцарии обрученные должны были сдавать своеобразный "экзамен". Они беседовали со священником, который выяснял степень их готовности к браку, зрелости и ответственности.
Во время помолвки обговаривались и имущественные вопросы, в частности, размер приданого невесты.
После этого и начиналась подготовка, собственно, к свадьбе. Интересно, что в сельских местностях Испании период от помолвки до свадьбы составлял от трех недель до трех месяцев. Более долгий период мог стать основанием для расторжения помолвки. А вот в городах Германии от помолвки до свадьбы могло пройти несколько лет. Объясняется это тем, что молодые в городе должны были начать совместную жизнь в отдельном доме, имея все необходимое. На подготовку этого имущества и уходило время.
Для многих народов характерно поверье, что в период от помолвки до венчания молодые, особенно невеста, должны опасаться нападения всевозможных злых сил. Защитой от этих сил служили разнообразные магические обряды, "обереги" в виде засушенных трав или серебряных монет, носимые на одежде или в обуви.
Невеста проводила много времени дома, шила приданое. Родители молодых в это время занимались подготовкой главного события "свадебного марафона" - венчания и праздничного пира.
(При подготовке материала использован сборник "Брак у народов Западной и Южной Европы", издательство "Наука", 1989г, а также энциклопедия М.Семеновой "Мы - славяне", издательство "Азбука", 1999г.)